Главная/ Новости/ Биографию расскажет платье...

Биографию расскажет платье…

Однажды к нам в музей пришел житель села Константиновка Сергей Максимович Горбачев, который передал нам в дар женское платье. Да не простое, а льняное, с аккуратно вышитыми узорами, сохранившими и по сей день свою яркость. Оказалось, предмет женского гардероба раньше принадлежал его матери Марии Никифоровне Горбачевой, в девичестве Котух, а сшила она его сама в 1946 году к окончанию школы.

Так уж вышло, что история эта произошла накануне Международного дня учителя, а многие наши земляки знают и помнят Марию Никифоровну как одного из самых любимых педагогов. Поэтому расскажем о жизни односельчанки ещё раз.

Мария Никифоровна родилась 20 ноября 1928 года в семье крестьян. Вот что вспоминает она о своих родных: «Отец, Никифор  Калистратович  Котух, приехал с семьей в Константиновку в 1923 году. Был мастером на все руки – бондарь, плотник, пильщик.…  Раньше пилорам не было, бревна и доски пилили вручную продольными пилами…»

В первый класс девочка пошла в десять лет, учёба в школе совпала с Великой Отечественной войной.  По рассказам Марии Никифоровны, учителя и технический персонал сами готовили дрова для школы, вместе с детьми собирали золу, коровий навоз и птичий помет для удобрений колхозных полей. Холодными зимними вечерами вязали носки и варежки солдатам на фронт,  а в летнее время помогали  колхозу собирать урожай.

Учителями в то время работали Кайденко Степанида Федоровна, Сухорукова Марфа Андреевна.  «В 1945 году мне было 17 лет – вспоминает Мария Никифоровна.-  В тот год, в августе, в Константиновке стоял госпиталь. Мы с подружками ходили туда добровольно работать: чистили полы, мыли посуду, стелили солому. Но не забывали и об учебе. Учились в старой церкви, которую переделали в школу. По утрам и вечерам занимались при керосиновых лампах. Несмотря на войну, требования к ученикам в школе были строгими, многие нерадивые ученики оставались на повторный год обучения. Выпустилась в 1946 г., тогда из  9 человек всего пять допустили к экзаменам  на аттестат зрелости А сдавать их ездили в школу №4 г. Благовещенска, потому что в то время в нашей школе не было учителей с высшим образованием».

Она  всегда мечтала стать учителем, ведь в те времена  эта профессия была уважаемой. В 1951 году закончила Благовещенский учительский институт, стала  учителем  русского языка и литературы. По распределению вернулась в родное село, пошла работать в Константиновскую школу.

По-прежнему  в переделанном здании церкви учились старшеклассники. Три одноэтажных здания, в которых учились учащиеся начальных классов, располагались квартиры учителей. Для детей, живущих на улицах Калининской, Амурской и Бугровой были приспособлены еще два здания по улице Калинина 19 и 23. В одном из них  и проживала молодая учительница Котух Мария Никифоровна.

Она рассказывала: «Здесь я и учила, и топила печь, чтобы детям было тепло, и даже порою готовила обеды для них. Сама была и поваром, и учителем, и хранителем очага школьной жизни!».

В 1952 году построили новую деревянную школу, которая также отапливалась печами. Часто повторяется из уст Марии Никифоровны «Как мы любили эту школу!».

О том, что в те времена наша школа была с производственным обучением, утверждают записи в школьной летописи «Летописи трудовой славы». Так, например, в 1961 году ученицы 11 класса под руководством Марии Никифоровны все лето проходили производственную практику и вырастили для колхоза 16 тысяч уток.

За добросовестный и кропотливый труд наша героиня многократно награждалась Почетными грамотами разного уровня. Имеются и юбилейные медали – «В честь 40- и 60-летия Победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд», медаль «Ветеран труда». В молодости она красиво пела, всегда выступала на концертах, что доказывает одна из ее грамот «За активное участие в районном смотре художественной самодеятельности» (1970).

Мария Никифоровна давала в школе прекрасные открытые уроки, делилась своим мастерством с другими учителями. Ей довелось работать с такими учителями, как Ольшевская Л.И., Богданов В.И., Курьянович А.П., Новгородцева Л.К. Внимательная и заботливая учительница, она всегда пользовалась любовью и уважением своих учеников и родителей. И своим сыновьям – Сергею и Алексею – передала любовь к знаниям, которые вспоминают о ней.

Её сын Алексей вспоминает:  «Большой стол. Посередине – керосиновая лампа. За столом мы –  двое детей, учим уроки и мама с огромной стопкой тетрадей. Днем до прихода родителей нам «некогда», потому что мы играли на улице. Какая мама была как учительница? Требовательная в первую очередь к себе. Одевалась очень строго. И мы, ее дети, ходили на занятия только в школьной форме. Приходила мама домой поздно,  много занималась после уроков с отстающими ребятами. Мама всегда была окружена детьми, все ее время проходило  в подготовке к мероприятиям, репетициях, вместе с ней мы  пели, рисовали, танцевали. Она никогда не даст нам скучать! Также она руководила отрядом пионеров-тимуровцев. Во время работы мама выписывала осень много газет и журналов. А ещё она умела печь пироги, жарить блины, была отличной рукодельницей».

Всю жизнь Мария Никифоровна посвятила воспитанию детей. И даже  на заслуженном отдыхе  скучала по школе, ученикам, которые ее никогда не забывали: навещали, справлялись о ее здоровье, поздравляли с праздниками, писали письма.

Одна из учениц, Любовь Гриценко говорит: «О Марии Никифоровне у меня только приятные воспоминания. В школу ходила с радостью. После занятий оставались в школе, играли в шашки и шахматы».

Елена Черная: «Кроме учебы Мария Никифоровна готовила с нами художественные номера, проводила репетиции, и мы выступали в клубе перед своими родителями и одноклассниками. Нам нравилось сидеть на полу между печкой и окошком».

Осокина Людмила: «На уроках  Марии Никифоровны было тихо, она умела держать дисциплину. Мы ее не боялись, но было стыдно явиться на урок с невыученными уроками. Даже при сдаче экзаменов в ВУЗ было стыдно получить двойку. А учиться она нас заставляла, говорила: «Учитесь, знания хлеб не просят».

Нина Бянкина: «Мария Никифоровна была моим учителем русского языка и литературы. В моей памяти она была строгой, требовательной учительницей. Учебный материал  рассказывала доступно, понятно и очень грамотно. Все ученики любили этого учителя, уважали ее, и у меня на всю жизнь остались в памяти рассказы Марии Никифоровны о писателях, о жизни и о творчестве великих людей».

Более тридцати  лет Мария Никифоровна посвятила учительской работе. Она была активной участницей педсоветов и семинаров. Все годы в школе она – классный руководитель. Воспитала учеников, среди которых были медалисты.

Она  работала ни ради славы и наград, а действительно посвятила свою жизнь во благо и процветание Родины – большой  и малой. Марии Никифоровне присвоено высокое звание  «Отличник народного просвещения», она награждена Почетной грамотой Президента Российской Федерации за высокие показатели в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Ее супруг, Максим Платонович Горбачев, за которого она вышла замуж в 1958 году, тоже был педагогом.  После войны и тяжелого ранения он вернулся в родной город  Ташкент,  но в  1957 году 42-летнего Максима Платоновича партия направила на Дальний Восток, где в Константиновке  он познакомился с Марией Котух, с которой уже не расстался до самой своей смерти.

Максим Платонович был человеком деликатным и интеллигентным, он никогда не позволял себе резкого слова. Замечательный учитель,  блестяще владел математикой и обожал разговаривать со школьниками в перерыве между уроками. Ученики любили и уважали. Он говорил: «В каждом ребенке дремлют зачатки способностей. Учитель должен найти, открыть в каждом ученике ту золотую жилку, расцвет который принесет ему радость творчества».

Он был Учителем и Человеком с большой буквы. Паренек, родившийся в небогатой семье, не просто овладел, а овладел настолько глубоко математическими знаниями, что был признан ведущим учителем не только школы, но и района, снискав глубокое уважение и любовь своих учеников и коллег.

Бывшие ученики говорили, что Максим Платонович учил их всему: как стоять у доски, как писать на ней, как заходить в класс, как приветствовать учителей, как держать учебник.  Все это он делал спокойно, с огромной выдержкой и терпением. Также он обладал еще одним удивительным талантом-человечностью. Вокруг него возникала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и бесконфликтности.

Человек военной закваски, он требовал от учащихся дисциплины, что позволяло добиться хороших результатов в учебе. Его выпускники имели отличные знания по математике и легко поступали в ВУЗы Новосибирска, Томска, Хабаровска и других городов.

Мария Никифоровна и Максим Платонович преподавали разные предметы, но их объединял профессионализм, и желание отдавать сердце детям.

Елена Лямина, хранитель музейных предметов.

Вверх